Финансовый менеджмент на предприятии, его функции
Финансовая деятельность на предприятии осуществляется финансовыми отделами. На крупном предприятии - это самостоятельный отдел, который подчинен финансовому директору, либо заместителю директора по экономике и финансам. На небольших предприятиях финансовые службы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией.
Предметом финансовой работы на предприятии являются:
) финансовые отношения, то есть построение рациональных схем отношений с партнерами по бизнесу и с финансовыми институтами государства;
2) финансовые потоки: обеспечение их достаточности, своевременности и синхронизации.
Вся финансовая работа на предприятии сосредоточена по трем основным направлениям:
. Финансовое планирование (определение потребности в финансовых ресурсах и ее сбалансирование с возможными источниками покрытия).
2. Оперативно-управленческая работа (постоянное отслеживание результативности любой финансовой сделки и хозяйственной операции и поддержание деловой репутации предприятия на должном уровне).
. Контрольно-аналитическая работа (отслеживание и анализ показателей эффективности финансово - хозяйственной деятельности).
Функции финансового менеджера предприятия:
1. Планирование: долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование, составление смет и бюджетов для торговых и финансовых операций; оценка эффективности операций и их затрат; ценовая политика и прогнозирование продаж; анализ экономических факторов, влияющих на финансовые результаты, оценка приобретенного и реализуемого имущества.
2. Получение ссуд: краткосрочные источники ссуд и займов, цены и условия; долгосрочные источники, цены и условия; использование внутренних ресурсов.
3. Управление денежными фондами: контроль и регулирование денежных операций; банковские операции; получение, хранение, выплата денег и операции с ценными бумагами, кредитование и взыскание денежных средств, управление инвестиционным портфелем.
4. Бухгалтерский учет и контроль: определение политики бухгалтерского учета (учетной политики), внутренняя ревизия и аудит, контроль исполнения производственных планов и планов реализации, доклад руководству о результатах финансовых и торговых операций.
5. Защита имущества: страхование, установление надежного внутреннего контроля за сохранностью имущества.
6. Взаимоотношения с налоговой службой: определение налоговой политики предприятия, подготовка налоговой отчетности, планирование и расчет налоговых платежей.
7. Отношения с инвесторами: подготовка пакетов документации, заключение контрактов, договоров с инвесторами, поддержание связей с инвесторами.
8. Консультации: проведение консультаций с другими руководителями подразделений предприятия и выработка для них рекомендаций по вопросам ведения торговых, финансовых операций и повышения эффективности работы.
Тема 6. Финансовое планирование и прогнозирование
Цель: Студент знает сущность, содержание, принципы и методы финансового планирования.