Экономическая наука о видах и типах финансовой политики
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма.
Непосредственный толчок к разработке программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933 гг., поставивший под сомнение способности рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. В 60-х годах задачей финансовой политики являлось обеспечение высокой занятости, стимулирования темпов экономического роста. С 70-х годов приоритеты - борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами (обеспечение высокой занятости, выравнивание платёжного баланса).
Экономическая теория выделяет следующие виды финансовой политики:
. Политика экономического роста.
2. Политика стабилизации.
. Политика ограничения деловой активности.
Политика экономического роста предусматривает систему финансовых мер, направленных на увеличение объёмов ВВП и повышение занятости. При этом происходит:
) снижение налогового бремени (стимулируется хозяйственная активность);
2) увеличение государственных расходов, связанных с созданием новых рабочих мест.
Указанные меры приводят к дефициту бюджета
Политика стабилизации: удерживается на типичном для страны уровне объем ВВП, поддерживается стабильность цен. Цель - стабилизировать бюджет, уровняв доходы и расходы.
Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение объёмов ВВП по сравнению с возможным уровнем. Предусматривается уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. Такая политика ориентируется на профицит бюджета.
В зависимости от того, какими способами и механизмами реализуется финансовая политика, она бывает дискреционная и недискреционная.
Дискреционная - это политика, проводимая непосредственно правительством, предусматривает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма ВВП и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Недискреционная политика - опирается на способность финансовой системы государства к саморегулированию (политика «встроенных стабилизаторов»).