Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Во-вторых, сфера действия финансов в распределительных отношениях шире, чем заработной платы.
В-третьих, заработная плата привязана к количеству и качеству труда, финансы такой предопределенности не имеют.
В-четвертых, заработная плата участвует в воспроизводстве индивидуальной рабочей силы, посредством же финансов осуществляется воспроизводство рабочей силы в общегосударственном масштабе.
Взаимосвязь финансов и права.
Вопрос о соотношении финансов и права есть частный вопрос общей проблемы соотношения базиса и надстройки или объектных экономических явлений и закономерностей с субъективной деятельностью людей.
Экономический базис государства существует объективно, независимо от воли и сознания людей, однако они активно воздействуют на экономику. Конкретное проявление этого взаимодействия проявляется в том, что многие экономические отношения в той или иной мере регламентируются государством, закрепляются в правовых нормах.
Наиболее существенные стороны экономических отношений закрепляются в «Основном законе» государства. Достаточно вспомнить принятые в республике законы о разгосударствлении и приватизации, о банках и банковской деятельности и некоторые другие для того, чтобы стало ясно их фундаментальное значение для развития экономических отношений и возникновения новых. Право имеет свойство не только закреплять уже сложившиеся отношения, но и вызывать новые, к которым законодатель сознательно стремится. Таким образом, право «не выдумывает» экономические категории, а придает активным экономическим отношениям и процессам нормативную форму.
Финансы как экономическая категория выражают объективные экономические отношения в области распределения и перераспределения ВВП и НД. Распределение происходит в результате деятельности государственных органов. Поясним это на следующем примере. Что представляет собой такое финансовое отношение, как уплата налога на прибыль, если отбросить все, что регламентировано государством: плательщиков, ставку, порядок исчисления, сроки уплаты, льготы. Осталась лишь необходимость в изъятии частичного дохода предприятия для финансирования государственных расходов. Без государства эта необходимость никогда не материализуется.
Рассмотрим финансы с точки зрения влияния на них субъективного фактора. Финансы как элемент экономических отношений меняются в зависимости от хозяйственной конъюнктуры, положения государства как хозяйствующего субъекта. Причем нормальное функционирование экономики предполагает наличие соответствующего финансового механизма, а, значит, последний должен «подстраиваться» под экономику.
В успешном разрешении этого противоречия исключительно важная роль принадлежит государству, которое на основании познания экономических законов и в соответствии с их требованиями, используя правовые институты, меняет в той или иной степени правовую форму финансовых отношений. Следовательно, государство и право выступают как субъективные факторы совершенствования форм объективных финансовых отношений.
История становления и развития финансов изобилует массой примеров разрешения государством противоречий между базисом и надстройкой посредством совершенствования форм финансовых отношения. Правда, известны и примеры, когда некоторые формы финансовых отношений, сыгравшие положительную роль в определенный период, становились тормозом развития экономики. Из истории развития финансов известны и такие факты, когда при установлении определенных правовых форм финансовых отношений недоучитывались требования экономических законов.
По отношению к государственным финансам их государственно-правовая форма, таким образом, не должна вызывать каких-либо возражений. Сложнее обстоит дело в доказательстве наличия такой формы применительно к финансам предприятий. В сфере хозяйственной деятельности предприятий объективно присутствуют такие стоимостные категории, как прибыль, амортизация и др. которые сами по себе финансовыми категориями не являются. Но в условиях, когда государство выступает субъектом хозяйства, оно, руководствуясь экономическими законами, сознательно организует их рациональное использование при формировании и использовании децентрализованных денежных фондов.
Естественно, что это предполагает необходимость придания этим категориям регламентированного характера, в связи с чем прибыль, амортизация и т.п. приобретают специфические черты финансовых категорий и финансовых отношений, связанных с регулированием государством формирования и использования определенных денежных фондов.