Целевые программы как элемент системы управления расходами на принципах бюджетирования, ориентированного на результат
Бюджеты регионов и муниципальных образований сегодня составляются по сметному принципу на один финансовый год. Такой подход к планированию расходов имеет ряд недостатков. Например, среди существенных проблем процесса планирования и исполнения расходов можно назвать и несбалансированность бюджета на локальном уровне, и тот , факт, что средства используются крайне неэффективно, в результате чего некоторые статьи бюджета недофинансируются, а по некоторым статьям, наоборот идёт перерасход средств.
В любом бюджете есть статьи, уменьшение которых в принципе невозможно и нежелательно: заработная плата, пенсии, стипендии. Управление подобными расходами не только трудоёмко, но и чревато недовольством со стороны получателей этих средств. Альтернативой может служить то, что в любом бюджете также есть статьи, которыми можно и нужно управлять, иначе их бесконтрольное «существование» ещё больше может усугубить текущее тяжёлое положение. Управлять ими нужно с помощью целевых программ и повышения качества программно-целевых методов бюджетного планирования.
Согласно постановлению Правительства РФ « О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» создание программно-целевого управления расходами будет достигнуто с помощью:
· предоставление ежегодных докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направления деятельности;
· совершенствование методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ;
· введение в бюджетную практику ведомственных целевых программ;
· конкурентного распределения части бюджета «принимаемых» обязательств по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;
· расширение полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.
Программы разработанные в соответствии с принципами формирования бюджета, ориентированного на результат, должны содержать:
Конкретную, чётко обозначенную цель;
Описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты, т.е. предоставление услуг определённого качества и объёма, так и конечные результаты, т.е. эффект от предоставления услуг их получателям;
Систему показателей для измерения результатов реализации программы (показателей социальной и экономической эффективности) и целевые значения каждого из таких показателей, что позволит осуществлять:
· Предварительную оценку программы (включая альтернативные программы) на этапе согласования проекта бюджета;
· Мониторинг степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в ходе реализации программы;
· Оценку социально-экономической эффективности реализации программы;
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
Чётко прописанную систему управления программой, контроля за её реализацией, разграничения полномочий и уровней ответственности различных исполнителей программы.
В данных требованиях к бюджетно-целевым программам четко просматривается принцип «ориентированности на результат», который буквально можно представить в виде цепочки последовательных действий: достижение определенных результатов - и измерение их качественно и количественно - проверка уровня соответствия намеченного и выполненного.
1 2