Реструктуризация бюджетной системы
Реструктуризация бюджетной системы - сложная, объёмная и самая социально значимая часть бюджетной реформы. И выполнить эту работу предстоит, прежде всего, регионам: органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.
От состояния бюджетной сети зависят ассортимент, объём и качество поставляемых населению и другим потребителям услуг. Государственные и социальные функции бюджетной сферы определяют её центральное место в системе управления бюджетными расходами, реструктуризация бюджетной сферы - основное направление повышения эффективности расходов бюджетов.
В числе основных нерешённых проблем функционирования бюджетной сети необходимо отметить следующее:
· действующий механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетных учреждений;
· содержание квазибюджетных учреждений (значительную долю доходов которых составляют доходы от платных услуг) препятствует увеличению объёмов финансирования тех учреждений, которые производят государственные (муниципальные) услуги на нерыночной основе;
· отсутствие правовой регламентации действий администрации бюджетного учреждения по распоряжению доходами от предпринимательской деятельности приводит к неэффективному использованию этих средств, а также к прямым злоупотреблениям;
· ограничение права потребителя бюджетных услуг на выбор поставляемых услуг;
· неоправданное дублирование функций и нерациональное использование государственной собственности в ведомственном здравоохранении, ведомственных учреждениях науки, образования, культуры и других непрофильных объектах.
Исходным пунктом для принятия решений реструктуризации бюджетной сети могут быть результаты анализа мониторинга бюджетной сети.
Мониторинг выполняет две основные функции: средства контроля реструктуризации бюджетной сети и информационной базы для принятия решений о дальнейших мерах по реструктуризации бюджетной сети.
В настоящее время в бюджетном секторе происходит:
· преобразование в атомное учреждение (АУ) - специализированную государственную и муниципальную некоммерческую организацию с гарантией сохранения профильной деятельности организации. В этом случае движимое имущество бюджетного учреждения передаётся автономному учреждению на праве хозяйственного ведения, недвижимое имущество - в безвозмездное пользование или аренду;
· преобразование в государственную и муниципальную административную некоммерческую организацию (ГМАНО). Реализация прав учредителя не предполагает права устанавливать обязательные задания на предоставление бюджетных услуг. ГМАНО в этом на добровольной основе.
· преобразование учреждений в указанную организационно-правовую форму позволяет:
· уйти от ограничений на право распоряжаться доходами от реализации услуг;
· уйти от субсидиарной ответственности государства (муниципалитета) по обязательствам АУ и ГМАНО.
Создаётся чёткое разделение между покупателями услуг и продавцами, развить практику контрактных отношений организаций с органами государственной власти;
· обладать большими правами в организации работы;
· привлечь инвестиции в отрасль;
· создать условия для легализации участия населения в софинансировании услуг.