Сущность бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм есть не что иное, как форма бюджетного устройства в федеральном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной система в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учёте общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов федерации.
Бюджетное устройство - основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса. Эти взаимосвязи формируются на основе взаимодействия различных финансовых механизмов, направленных на реализацию целевой установки функционирования всей бюджетной системы страны и выполнение в процессе управления бюджетными ресурсами страны функций бюджетного регулирования и бюджетного обеспечения.
Бюджетное устройство обеспечивает в процессе управления бюджетными ресурсами формирование устойчивых взаимосвязей между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса посредством следующей системы принципов (целевых установок): принципов построения бюджетной системы; принципов формирования и исполнения бюджетов; принципов организации бюджетного процесса.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система - организованная совокупность форм и методов и распределения финансовых ресурсов различных уровней власти.
Структура бюджетной системы РФ закреплена в ст. 10 БК РФ и включает три уровня: 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2 уровень - бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3 уровень местные бюджеты, в том числе:
· бюджеты муниципальных районов;
· бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
· бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Центральное место в финансовой системе занимает федеральный бюджет - имеющий силу федерального закона финансовый план государства; в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все основные параметры экономического развития страны.
Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода в рамках всего государства.
Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы предназначены для исполнения расходных обязательств РФ и осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они составляют часть целого , пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами ( ст.6 БК РФ).
1 2