Процедура эмиссии ценных бумаг, ее законодательное регулирование
ценный бумага рынок первичный
Существуют несколько уровней правового регулирования внутренних заимствований РФ.
Первый уровень - Конституция РФ (ст. 75, п.4) - оговаривается порядок выпуска и размещения государственных займов.
Второй уровень - федеральное законодательство (гражданское, налоговое и законы о бюджете на соответствующий финансовый год):
Закон «О рынке ценных бумаг» (апрель 1996г.);
Закон «О государственном внутреннем долге» (13 ноября 1992г.).
Третий уровень - постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, регулирующие рынок государственных ценных бумаг.
Четвертый уровень - инструкции и положения Министерства финансов РФ, Банка России и федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), детализирующие договорные отношения, а также порядок выпуска и обращения облигаций, определенный документами высшей юридической силы.
Регулирование рынка государственных ценных бумаг осуществляется на основе Федерального закона от 29.07.98 136-фз «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», который устанавливает:
1. порядок возникновения и исполнения обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в результате эмиссии их ценных бумаг;
2. процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения;
. порядок раскрытия информации эмитентами в части, не регламентированной ранее.
Статус государственных ценных бумаг имеют:
· ценные бумаги, выпущенные от имени РФ (федеральные государственные ценные бумаги);
· ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ (государственные ценные бумаги субъекта РФ).
Обязательства государства исполняются за счет государственной казны РФ, казны субъектов РФ в соответствии с законом о бюджете соответствующего уровня.
Государственные ценные бумаги могут быть:
· именные: в документарной и бездокументарной форме;
· на предъявителя в документарной форме.
Специфика форм выпуска государственных ценных бумаг заключается в том, что выпуск государственных ценных бумаг в документарной форме может быть:
· с обязательным централизованным хранением;
· без обязательного централизованного хранения.
По именным федеральным государственным бумагам реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.
Эмиссия государственных ценных бумаг может осуществляться выпусками, в рамках которых могут устанавливаться серии, разряды, номера.
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска.
Обязательства по государственным ценным бумагам, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ.
В качестве оговорки в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных бумаг, а также в реквизитах их сертификатов, могут быть указаны:
· иностранная валюта;
· условные денежные единицы;
· драгоценные металлы.
Обязательства по ценным бумагам РФ и субъекта РФ, составляющие внешний долг РФ и внешний долг субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте.
Круг возможных оговорок:
· условные денежные единицы;
· драгоценные металлы.
Субъекты РФ могут выпускать ценные бумаги, приводящие к образованию внешнего долга, только при соблюдении следующих условий:
1. предоставления при регистрации проспекта эмиссии сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках их, финансирования за три последних года;
2. обеспечения исполнения своих бюджетов;
. получения разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
. получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга;
. соблюдения требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств, установленных данным Законом.
Эмиссия ГЦБ допускается в случае утверждения Федеральным законом, законом субъекта РФ о бюджете на текущий финансовый год следующих параметров:
· предельного значения соответствующего государственного долга;
· предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета.
· предельного объема расходов на обслуживание (за исключением расходов на погашение).
1 2