Основы управления финансами на предприятии малого бизнеса
Результатом и конечной целью хозяйственной деятельности малого предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой формируются: резервный капитал и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.
Проведение анализа помогает узнать фактическое состояние таких показателей:
• Рентабельности предприятия и его доходности;
• Финансовой устойчивости;
• Реальной скорости оборота капиталовложений;
• Окупаемости средств, вложенных в предприятие.
Доходность предприятия определяется при помощи абсолютных и относительных показателей. Абсолютным показателем является сумма доходов, или прибыли. Относительным показателем является уровень рентабельности предприятия.
Для успешного развития и функционирования предприятия важнейшее значение имеет способность финансового менеджера осуществлять продуманную систему распределения прибыли по двум направлениям:
• регулярная выплата дивидендов собственникам предприятия;
• направление средств на дальнейшее развитие производства.
Рентабельность предприятия определяется отношением получаемой валовой прибыли к усреднённой стоимости оборотных и основных средств. Динамический расчёт рентабельности предприятия позволяет проводить мониторинг изменения доходности работы предприятия и всех влияющих на эти изменения факторов.
Проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия позволяет получить компетентную оценку, насколько эффективно работает предприятие и используются имеющиеся у него ресурсы.
Срок окупаемости также является показателем, способным дать реалистичную оценку эффективности малого предприятия. Для его расчёта следует разделить сумму денежных вложений в предприятие на сумму годовой прибыли. Полученное в результате число отображает количество лет, необходимое для полной окупаемости вложенных средств. Для предприятий малого бизнеса общепринятым сроком окупаемости принято считать 5 лет.
На сегодняшний день остается ряд нерешенных проблем касающихся малого бизнеса, к которым относятся:
административные барьеры,
отсутствие статистических данных об объемах деятельности субъектов предприятий малого бизнеса, их спецификации,
неправильное толкование и не развитость законодательства,
экономическая ситуация в целом,
платежеспособность партнёров,
возможность получения кредита и ставка по нему,
наличие свободных площадей и возможность их арендовать,
наличие доступа к информации,
опыта и квалифицированных кадров и другие.
Основными проблемами развития малого бизнеса в России являются:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования государственных программ поддержки малого бизнеса;
отсутствие механизмов самофинансирования;
рост страховых взносов фонда оплаты труда;
отсутствие льгот по налогообложению.
Характерной особенностью малых предприятий является то, что они сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов (дефицит финансовых ресурсов на развитие, недостаток оборотных средств в денежной форме, невыгодные условия заимствования капитала) как в период становления, так и в период развития и роста
Первоначальное формирование финансовых ресурсов малого предприятия происходит в момент учреждения самого предприятия. Источниками уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы предприятия могут быть паевые взносы, акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства. Большинство малых предприятий используют организационно-правовые формы общества с ограниченной ответственностью, реже закрытого акционерного общества. В обоих случаях предусмотрено ограниченное число участников и, соответственно, инвестиционных вкладов в виде паев или долей. Таким образом, еще на стадии становления малого предприятия из-за низкого первоначального капитала возникает проблема с собственными финансовыми ресурсами для образования основного и оборотного капитала.