Управление государственным долгом
Расширяется заключение двусторонних соглашений о реструктуризации долгов между странами СHГ, например между Казахстаном и Грузией, Туркменией, Армении, Азербайджаном, Грузией, Узбекистаном, Грузией. Многие страны СНГ имеют большую задолженность перед Россией, особенно за поставки энергоносителей. В 2003 г. доля этих стран в российском экспорте сырой нефти составила 16,6%, нефтепродуктов - 4,4%, природного газа - 25,0%, каменного угля - 15,8%. Урегулирование долговых обязательств осуществляется в различных формах. В 1999-2000 был достигнут ряд договоренностей, в частности, было списано 250 млн. долларов долга за газ с Украины в обмен на 8 бомбардировщиков, а часть долга была оформлена в виде облигаций. Договоренность с Молдавией касалась передачи в счет погашения газового долга в российскую собственность магистральных газопроводов, а также предприятий винодельческой и табачной промышленности.
Перспективы государственного долга
Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2010 году из общей суммы, которой России предстоит выплатить внешних долгов, на долю государства приходится меньшая часть, а остальное - долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2010 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда. Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2010 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2010 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга - относительно малая цена.