Структура бюджета РФ
Бюджет имеет две основные составляющие - это доходная и расходная части. Под доходами понимаются "поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета". Эти денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Существует три типа доходных поступлений:
. Налоговые доходы - это зафиксированные в налоговом законодательстве налоги и сборы, которые на постоянной основе поступают в бюджет. В зависимости от уровня бюджета различают следующие закрепленные за этим бюджетом налоги:. Федеральные - налоги и сборы, установленные федеральными законами и обязательные к уплате на всей территории РФ:
· НДС
· Акцизы
· Налог на прибыль организации
· Налог на добычу ископаемых
· Водный налог
· Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
· Налог на доходы физических лиц
· Государственные пошлины
b. Региональные - налоги и сборы, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов:
· Транспортный налог
· Налог на имущество организации
· Налог на игорный бизнес
c. Местные - налоги и сборы, установленные федеральными законами и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления:
· Земельный налог
· Налог на имущество физического лица
2. Неналоговые доходы - это поступления, которые генерируются общественным (государственным или муниципальным) имуществом, поступления по операциям от прямого предоставления государством различных услуг от продажи товаров, а также платежи штрафного характера:. Доходы от использования государственного и муниципального имущества:
· Доходы от сдачи в аренду
· Доходы от продажи
· Доходы от экономической деятельности предприятий
b. Платежи штрафного характера и административные сборы
c. Доходы от платных услуг, оказывающиеся бюджетными организациями. Доходы в виде заемных средств. Доходы от внешнеэкономической деятельности. Платежи за пользование природными ресурсами и т.д.
3. Безвозмездные поступления - это поступающие в бюджет межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, а также безвозмездны, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений государственного управления или международных организаций:. Субвенции из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ
b. Дотации, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Безвозмездные поступления - это очень не постоянный источник доходов бюджета, также как и неналоговые доходы, которые принято прогнозировать, исходя из поступлений предыдущего финансового года, с учетом настоящего уровня инфляции, изменений в налоговом законодательстве, если оно имело место быть и других факторов. Таким образом, основным источником доходов федерального бюджета являются налоговые поступления, объем которых можно прогнозировать практически точно.
Расходы - "выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета". В более же широком смысле расходы бюджета - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В кодексе установлено, что "формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. "
Следовательно, расходы напрямую зависят от расходных обязательств, которые в свою очередь, являются обязанностями публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить средства из соответствующего бюджета физическому или юридическому лицу в соответствие с законом, нормативным правовым актом, договором или соглашением.
1 2