Практические аспекты и проблемы совершенствования системы финансирования государственных и муниципальных услуг
Итак, в целях решения проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать в следующих направлениях:
‒ обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг;
‒ разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий;
‒ переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг.
Одним из основных требований к государственной (муниципальной) услуге является её качественное оказание с целью повышения удовлетворённости потребителей и привлечения большего их количества. Парадокс заключается в том, что в течение финансового года при изменении государственного (муниципального) задания субсидия на его выполнение корректируется только в сторону уменьшения, что указано в ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5]. Качественное выполнение услуги нередко требует дополнительных затрат, которые часто невозможно предвидеть до начала процесса выполнения задания. В итоге нередки ситуации, когда учреждение из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов не в состоянии выполнить услугу на высоком качественном уровне. Более того, качественное выполнение задания в большинстве случаев становится невыгодным для государственного (муниципального) учреждения. Особенно это касается тех услуг, которые требуют не только значительных трудовых и интеллектуальных затрат, но и определенного прироста основных и оборотных средств (проведение спектаклей, концертов). В меньшей степени это относится к услугам с преобладанием постоянных издержек (информационно-библиотечное обслуживание населения).
Рациональным выходом из данной ситуации видится расходование средств на оказание услуг сверх нормативного финансирования с целью перерасчёта нормативных затрат в следующем финансовом году с учётом показателей текущего года. Муниципалитету необходимо законодательно определить механизм корректировки муниципального задания в случае превышения фактических затрат над плановыми, либо невыполнении запланированных объёмов задания. В противном случае может сложиться ситуация, когда читателю откажут в выдаче книги или учреждение культурно-досугового типа закроется на несколько дней [15].
Таким образом, выявить отклонение плановых показателей (ежеквартальных) от фактически достигнутых в отчетном периоде (квартале), характеризующих результат деятельности учреждения для принятия решения об изменении размера субсидии не представляется возможным.
Учредитель не обладает нужной информацией, позволяющей изменять размер выделенных средств. Это формирует ещё одну проблему - невозможность своевременного перерасчёта субсидии учреждению.
Планируемые показатели качества и объёма муниципальных услуг на очередной финансовый год следует разбивать на периоды, по которым сдаётся отчёт главному распорядителю, с целью определения реального процента исполнения муниципального задания. По нашему мнению, учредитель должен располагать достоверной, своевременной информацией о ходе выполнения муниципального задания и в течение года для оперативной корректировки принятых ранее управленческих решений. Инструментами получения такой информации могут быть периодические (один раз в квартал) проверки результативности муниципального задания, точечные (по мере необходимости) мониторинги, ежемесячные отчёты о выполнении муниципального задания. Практическое внедрение предложенного инструментария позволит не только определять качество оказываемых услуг на ранних этапах, но и повысить обоснованность действующих нормативов затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически реформирование системы оказания государственных (муниципальных) услуг в условиях действующего законодательства означает формирование целостной системы управления оказанием услуг следующими способами:
) производство услуг казенными учреждениями. «Производством» этот способ можно назвать потому, что государство (муниципалитет)регулирует количество казенных учреждений, необходимых для оказания услуг, и полностью управляет их деятельностью, финансируя все необходимые расходы и «забирая» в бюджет все доходы от приносящей доходы деятельности.
) нерыночный заказ услуг у бюджетных или автономных учреждений путем установления государственного (муниципального) задания («заказа») на оказание услуг. «Нерыночным» этот заказ считается по той причине, что государство (муниципалитет) обязано установить государственное (муниципальное) задание для каждого созданного им бюджетного и автономного учреждения.