Порядок составления сметы
- План проведения капитального и текущего ремонта нефинансовых активов.
Подстатья 226 «Прочие услуги»
При определении объема расходов по этой подстатье ЭКР применяются:
- Расчет оплаты проживания командированных сотрудников (расчет производится путем использования плана повышения квалификации и данных о среднегодовом количестве командировок).
- Расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством (для расчета берутся данные о количестве автомобилей и мощности их двигателей).
- Расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений.
- Расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной охране.
- Расчет среднегодовой стоимости подписки на периодическую литературу.
- Расчет потребности в бланках трудовых книжек и вкладышей в них.
- План мероприятий по повышению квалификации работников.
- План мероприятий в рамках текущей деятельности (проведение выездных семинаров и др.).
Подстатья 290 «Прочие расходы»
Основным направлением планирования расходов по этой подстатье является расчет расходов на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов учреждения. Так, при составлении проекта сметы доходов и расходов в расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период, а также учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве.
Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»
Здесь отражают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию объектов основных средств. При составлении проекта сметы доходов и расходов по этой статье ЭКР расчет данных расходов целесообразно производить отдельно по приобретению основных средств, их реконструкции и техническому перевооружению. При этом используются:
- Нормы обеспечения основными средствами (утверждены главным распорядителем) и сведения о фактической обеспеченности учреждения основными средствами.
- Расчет потребности в периодических изданиях, приобретаемых для библиотечного фонда.
- Сведения о ценах на объекты основных средств.
- План капитальных вложений (как правило, главные распорядители устанавливают порядок обоснования необходимости и планирования капитальных вложений).
Подстатья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»
В ней показывают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам. Объем расходов по этой подстатье ЭКР рассчитывается исходя из:
- сведений о потребности в объектах нематериальных активов;
- сведений о ценах на объекты нематериальных активов.
Подстатья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
По этой подстатье ЭКР планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение материальных запасов. Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой подстатье, как правило, учитывают:
- Нормы обеспечения материальными запасами (утверждены главным распорядителем).
- Данные о количестве автотранспортных средств, утвержденных нормами пробега и расхода ГСМ.
- Данные о стоимости ГСМ.
- Средние данные о количестве и цене запчастей, используемых в год для одного автомобиля.
- Данные о годовой потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозяйственных товарах и т. п., стоимости единицы материалов.
- Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимости топлива.
- Данные о среднем расходе картриджей, запасных частей к оргтехнике.
- Данные по иным сложившимся в учреждении направлениям расходов, отражаемых по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ЭКР.
Несмотря на то, что еще в 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса был выявлен ряд недостатков данной системы планирования, она применяется до сих пор. Согласно Концепции к недостаткам действующей системы планирования можно отнести:
- непрозрачность планирования;
- затратный принцип (планирование расходов осуществляется согласно сложившемуся уровню расходов в периоде, который предшествует плановому);
- отсутствие оперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей» [13, с. 89].
Таким образом, цифры, получаемые при составлении проекта сметы доходов и расходов, являются приблизительными и не отражают реальной потребности бюджетного учреждения в бюджетных ресурсах.
Смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности утверждает главный распорядитель бюджетных средств. Один ее экземпляр направляется в орган Федерального казначейства.