Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Смета бюджетного учреждения в Российской Федерации - «вид финансового плана, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании.
Смета доходов и расходов должна составляться на основе прогнозируемых объемов предлагаемых государственных или муниципальных услуг с учетом установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление и затем утверждаться главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения» [22, с. 89].
Сложность и ответственность при составлении сметы доходов и расходов заключается в том, что выделенные по смете ассигнования должны точно соответствовать произведенным за год расходам. При недофинансировании бюджетного учреждения произойдут сбои в его нормальной работе, и оно не сможет эффективно выполнять свои функции, возложенные на него государством. При излишнем финансировании средства отвлекаются от других важных социальных нужд государства. Поэтому важно оптимизировать порядок предоставления средств из бюджета, добиваясь, чтобы они использовались с наибольшим эффектом.
«Научно-исследовательские институты, министерства и ведомства определяют нормативы для составления смет доходов и расходов на основе изучения соответствующих данных за длительный период времени. Но и предлагаемые нормативы не всегда дают оптимальные результаты, так как они разрабатываются в целом на регион без учета конкретных особенностей определенного района. И чтобы учесть все эти особенности, установлен механизм защиты смет (где возможна корректировка рассчитанного по нормативам финансирования в зависимости от потребностей конкретного учреждения).
Исполнение сметы доходов и расходов каждого бюджетного учреждения важная часть бюджетной политики в целом. Во-первых, расходование полученных средств должно быть строго по целевому назначению. Во-вторых, необходимо своевременно реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и при возможности вносить изменения в бюджетные ассигнования в пределах региона или на уровне главного распорядителя бюджетных средств (например, на уровне министерств)» [29, с. 90].
Бухгалтерский учет и отчетность отражают картину использования полученного финансирования. В частности «бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений представляет собой обобщение и сопоставление плановых и отчетных показателей, характеризующих исполнение сметы доходов и расходов за определенный период времени. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений является основой для составления отчета об исполнении соответствующего бюджета. Орган, исполняющий бюджет, составляет отчет о его исполнении на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом бюджетные учреждения и распорядители бюджетных средств обязаны представить отчетность главному распорядителю бюджетных средств, который представляет сводную отчетность подведомственных учреждений органу, исполняющему бюджет. Таким образом, качество отчета об исполнении бюджета полностью зависит от достоверности отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств (т. е. бюджетных учреждений). Следовательно, можно сказать, что бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность являются показателями эффективности и рациональности расходования бюджетных средств» [28, с. 90].
«До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились. Эти изменения связаны в значительной мере с потребностями всемерного развития социальной сферы (образования, здравоохранения и др.) в условиях появления новых источников для покрытия их расходов - средств благотворительных фондов, внебюджетных фондов, спонсорских взносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.» [25, с. 89].
1 2