Сметное финансирование бюджетных учреждений
Оплата труда работников бюджетных учреждений осуществлялась в порядке, установленном Законом об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Названный Закон устанавливал, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Затем действовала тарифная ставка 1-го разряда, утвержденная постановлением Правительства от 31 декабря 2004 г. № 902.
Сейчас оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется на основании постановления Правительства от 5 августа 2008 года № 583.
При составлении сметы особое место занимает нормирование заработной платы. Фонд заработной платы для бюджетного учреждения исчисляется исходя из штата сотрудников (количество должностей по установленному для учреждения перечню) и оклада заработной платы по установленному нормативу в зависимости от стажа, образования и т. д.
При планировании ассигнований на содержание бюджетных учреждений критерий определяется так, чтобы он максимально отражал целевую направленность (школа, детский сад) и виды затрат (зарплата, питание больных, капитальный ремонт и т. д.).
На бюджетных учреждениях лежит обязанность уплачивать Страховые взносы. Порядок и условия уплаты установлены Федеральным законом от 24.07.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС» № 212 - ФЗ.
В силу федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления на бюджетные учреждения может быть возложена обязанность по осуществлению социальных и иных выплат (трансфертов) населению. Такие выплаты осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели.
Бюджетные учреждения также вправе расходовать бюджетные средства, предоставленные им на основании сметы, на возмещение своим работникам командировочных расходов, а также на осуществление в их пользу иных компенсационных выплат.
Бюджетными учреждениями бюджетные средства расходуются также на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Формирование и исполнение сметы бюджетных учреждений осуществляется на основании нормативных актов. Деятельность государственных организаций и учреждений по формированию и исполнению смет, расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса.
Составление смет - это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу.
Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т. д.