Инвентаризация и другие подготовительные работы перед составлением финансовой отчетности в ТОО «Онал»
Работу рабочей инвентаризационной комиссии оформляют протоколом, в котором отражают результаты инвентаризации, а также проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
При наличии неиспользуемых и неполноценных товарно-материальных ценностей в протоколе указывают время их завоза, наименование поставщика, состояние ценностей на момент инвентаризации и причины понижения их качества. На такие товарно-материальные ценности составляют определенные инвентаризационные описи, а сами эти ценности в местах хранения размещают обособленно.
На ценности, пришедшие в негодность, составляют отдельную инвентаризационную опись. В протоколе комиссии их отмечают отдельно, причем указывают причины порчи и виновных в этом лиц.
В протоколе комиссия отражает свои выводы по результатам инвентаризации ценностей и дает предложения по устранению выявленных недостатков, зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли.
По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол комиссии передают на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, фактическую стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
При получении от предприятий, на ответственном хранении которых эти ценности находятся, копий инвентаризационных описей, комиссия сопоставляет фактическое наличие ценностей с количеством, установленным по документам.
Инвентаризируемые основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы заносят в описи; инвентаризацию денежных средств, ценных бумаг и расчетов оформляют актом. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как средствами вычислительной и другой техники, так и ручным способом. В инвентаризационных описях не рекомендуется оставлять незаполненные строки и делать какие-либо помарки и подчистки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.
В тех случаях, когда материально ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, оно может (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии. Заявление материально ответственного лица о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании, пропуском, просчетом и т.д., принимаются до открытия склада, кладовой, секции, где проводили инвентаризацию.
Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. Исправление ошибок производят во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
При необходимости проводят контрольные проверки инвентаризации, в которых принимают участие и члены инвентаризационных комиссий, и материально ответственные лица.
За внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков комиссия несет ответственность в установленном законодательством порядке.
В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, отраженными в учете, и составляют сличительные ведомости.
До начала работ по составлению сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия предприятия тщательно проверяет правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях (актах). Обнаруженные ошибки в ценах, таксировке и подсчетах должны быть исправлены и оговорены за подписями всех членов комиссии и материально ответственных лиц.
На последней странице инвентаризационной описи также должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Сличительные ведомости составляют по ценностям, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. На основании сличительных ведомостей и полученных объяснений материально ответственных и других лиц инвентаризационная комиссия устанавливает причину выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, излишков и в соответствии с этим определяет порядок урегулирования получившихся разниц.
На основании представленных объяснений и материалов, постоянно действующая инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков.
Постоянно действующая инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей, и свои заключения, предложения по результатам инвентаризации отражает в протоколе, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь и излишков, указывают, какие меры приняты по отношению к виновным лицам, а также дают предложения по регулированию расхождений между фактическим наличием ценностей и данными бухгалтерского учета.