Бюджетная система СССР в 1945-1980 гг
После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве - хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948-50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10. Одновременно было повышено золотое содержание советского рубля до 0,987412 г чистого золота и изменен его паритет к иностранным валютам.
В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, на увеличение государственных резервов и запасов, на социально-культурные мероприятия. Данные табл. 1. показывают, что расходы государственного бюджета за 1950 г. увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1940 г., в том числе на народное хозяйство - более чем в 2 раза. Почти в 3 раза возросли в 1950 г. по сравнению с 1940 г. расходы на социально-культурные мероприятия, но и они в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлении и финансировании текущего содержания указанных учреждений. Расходы на оборону страны в бюджете 1950 г. составили 20,1% против 32,5% в 1940 г. и 50,8% в годы Великой Отечественной войны. Наряду со средствами государственного бюджета на развитие народного хозяйства в значительных размерах использовались собственные средства предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств государственного бюджета финансировались программы восстановления и развития сельского хозяйства.
Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года - повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 г. поступления от населения составили 6,1 млрд. руб. или 7,2% всех доходов бюджета.
Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.
В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.
Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы.
Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход - источники финансовых ресурсов социалистического общества.
Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта <http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00086/97700.htm>. Финансовые отношения предприятий регулируются "Положением о социалистическом государственном производственном предприятии", утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965.