Классификация видов финансовой политики
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, другими контрагентами;
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
В экономической литературе, особенно англоязычной, кроме финансового планирования зачастую применяется термин бюджетирование.
Строгого и общепринятого разграничения этих понятий нет. К примеру, достаточно распространен подход, согласно которому план - это более широкое понятие, нежели бюджет, поскольку включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленный на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур. Бюджет - это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, при применении термина бюджетирование акцент делается, во-первых, на доминанту стоимостной составляющей в бюджетировании, а во-вторых, на существенно большую определенность, проработанность и детализированность бюджета.
Необходимость финансового планирования состоит в обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами деятельности предприятий с целью выбора вариантов более эффективного вложения капитала и выявления внутрихозяйственных резервов роста прибыли за счет экономного использования денежных средств. Финансовое планирование способствует контролю финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
Краткосрочная финансовая политика включает управление ценами на предприятии, управление текущими издержками, управление оборотными активами, управление запасами, управление дебиторской задолженностью, управление денежными активами, управление финансирование текущей деятельности предприятия, управление денежными оборотом и оптимизация остатка денежных средств.
Политика цен определяет финансовый результат, финансовую устойчивость и стабильность организации в стратегическом и тактическом плане. От размера цены зависит спрос на товар, выручка от продаж, чистая прибыль организации. Политика цен на товары и услуги заключается в определении и регулировании цен для достижения намеченных целей и поставленных задач. В политике регулирования цен используют показатели эластичности спроса и предложения от цены, среднюю норму прибыли, позволяющие управлять конкурентоспособностью товара, а также другие финансовые показатели.
Управление запасами - один из важных аспектов финансового управления фирмой. К запасам относят такие виды активов, как сырье, материалы и комплектующие, незавершенное производство, готовую продукцию. Чем больший масштаб производства имеет компания, чем больше спрос на ее продукцию, тем больший, при прочих равных условиях, тот среднегодовой объем запасов, который ей необходимо иметь. В США запасы составляют в среднем 15% активов промышленных компаний, 25% компаний розничной торговли. Качественное управление запасами позволяет снизить издержки, повысить прибыль, уменьшить операционный цикл и цикл денежного обращения и создать тем самым более мощный денежный поток.
Принятие краткосрочных решений по управлению оборотными активами зависит от выбора политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами. Суть выбора политики заключается в определении, с одной стороны, достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов и, с другой - в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.