Финансово-экономический контроль Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Контрольные органы ФНС России
ФНС России имеет вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности (рис.1).
Рис. 1[4]
Центральный аппарат ФНС России:
- Руководитель Федеральной налоговой службы;
- Заместители Руководителя Федеральной налоговой службы;
- Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России.
Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России подразделяется в свою очередь на:
- аналитическое управление;
- контрольное управление;
- управление кадров;
- финансовое управление;
- управление информатизации;
- правовое управление;
- управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;
- управление по досудебному урегулированию налоговых споров;
- административно-контрольное управление;
- управление имущественных налогов;
- управление по работе с налогоплательщиками;
- управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.
Территориальные налоговые органы:
è Инспекция ФНС по району, району в городе,городу без районного деления и инспекция ФНС межрайонного уровня;
è Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
è Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных;
è Межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу;
è Управление ФНС по субъекту РФ;
è Межрегиональная инспекция ФНС по ценообразованию для целей налогообложения.
Порядок осуществления финансово-экономического контроля органами ФНС России
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
ü налоговые проверки;
ü получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
ü проверки данных учета и отчетности;
ü осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и другие формы.
Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.
Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.
В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.
. В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).