Проблемы и предложения по решению проблем формирования расходов бюджета
В условиях перехода России к рыночным отношениям и интеграции в мировую экономику особое значение приобретают проблемы федерализма в бюджетно-налоговой сфере. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Принцип федерализма в бюджетно-налоговой сфере выражается в сочетании общегосударственных финансовых интересов с финансовыми интересами субъектов Российской Федерации и заключается в распределении доходов и расходов и в разграничении финансовой компетенции
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет расходы федерального бюджета и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом четко прописываются функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета.
Классификацию расходов мы рассмотрели ранее.
Следует обратить внимание на имеющееся на сегодняшний день проблемы в формировании расходов бюджетов:
1. несоответствие нормам Конституции Российской Федерации перечисленных выше бюджетных полномочий федерации, то есть положения Бюджетного кодекса РФ (ст. 84) не в полной мере соответствуют конституционным нормам (ст. 71). Не все предметы ведения Российской Федерации нашли финансовое обеспечение в исключительных расходах федерального бюджета;
2. определенное несовпадение обнаруживается и в статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень расходов, совместно финансируемых из бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации. (государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной и тд). Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации;
. проведенные в 1990-х годах реформы, к сожалению, не создали в России систему бюджетно-налоговых отношений, отвечающих основополагающим принципам бюджетного федерализма. Значительная децентрализация бюджетных ресурсов за прошедшие годы существенно изменила ситуацию в финансовых отношениях между федерацией и ее субъектами, но в то же время, сохраняется высокая централизация бюджетно-налоговых полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации перегружены обременениями, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты»). В 2002 году предусмотрена отмена действия законодательных норм, не обеспеченных источниками финансирования, а также предоставление субъектам Российской Федерации целевой финансовой помощи на реализацию федеральных законов социальной направленности;
. следует отметить, что более 80 процентов налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налицо зависимость региональных бюджетов от ежегодно устанавливаемых на федеральном уровне нормативов разделения федеральных налогов. В свою очередь, это оказывает отрицательное воздействие на привлечение инвестиций, развитие налогоплатежного потенциала регионов. Существующая правовая неопределенность, а в отдельных случаях ограниченность бюджетно-налоговых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации вынуждают их проводить свою нескоординированную с центром налоговую политику, ухудшающую общегосударственный налоговый климат;
. федеральное законодательство в определенной степени ограничивает бюджетно-налоговые полномочия органов региональной и местной властей. Политическая и финансовая ответственность за сбалансированность территориальных бюджетов и состояние социальной сферы перекладывается на федеральные органы государственной власти, а это в свою очередь вынуждает последних постоянно ужесточать бюджетно-налоговый контроль за состоянием дел в регионах. В случаях возникновения негативных последствий от неадекватной финансовой деятельности региональных и местных органов власти федеральная власть вынуждена «гасить возникающие пожары».
1 2