Методы улучшения финансового состояния предприятия
Также не считается ликвидным имуществом основное имущество - оборудование и недвижимое имущество. Проблемы ликвидности нередко возникают в результате того, что до начала реализации нового бизнеса или проекта не устанавливается, сколько денег необходимо для его запуска. Именно поэтому перед тем как начать бизнес, необходимо выяснить, сколько на это реально потребуется финансовых ресурсов. Если речь идет о начинающем предприятии, самое важное - убедиться, что имеется достаточно финансовых средств. Ошибка зачастую допускается при учете поступлений от продаж. Как правило, руководитель предприятия предполагается, что весь товар будет продан сразу, и деньги за него поступят немедленно. Но на практике получается всё иначе. Чтобы продать товар, необходимо время, как для продажи, так и для получения денег. Более того, многие фирмы (особенно в торговле) предпочитают работать с отсрочкой платежа. Также в калькуляциях нередко не учитываются затраты времени с момента приобретения сырья до момента, когда готовая продукция продана.
Зачастую учитывается только время, которое уходит конкретно на производство, в него включают поставку материалов, производство, работу по продажам и поступление денег. Такой способ предварительного расчета кардинально неправилен. Осуществлять постоянный контроль за временем товарооборота необходимо не только на начинающем предприятии, но и на постоянно действующем. Это позволяет определять потребность в финансовых ресурсах. В противном случае можно оказаться в положении, когда перспективное производство будет закрыто из-за несвоевременного финансирования. Кроме этого, необходимо постоянно анализировать, что будет, если продажи пойдут лучше или хуже, если поставки сырья затянутся и предвидеть наступление этих ситуаций и быть готовыми к ним.
Таким образом, можно оценить, сколько денег максимально понадобится в самом худшем случае, и сколько минимально денег потребуется в самом лучшем случае. Конечно же, самым главным в управлении ликвидностью является постоянный контроль за её показателями, которые рассмотрены выше [12, с. 18].
Коэффициенты ликвидности дают оценку способности фирмы оплачивать краткосрочные задолженности. Особое внимание необходимо уделять коэффициенту текущей ликвидности и коэффициенту срочной ликвидности. За коэффициентом текущей ликвидности необходимо постоянно следить, особенно если речь идет о быстро развивающемся предприятии. Например, руководство, увидев, что предприятие успешно, может начать поиск возможностей для новых инвестиций и приобрести новое оборудование или недвижимость. Оборотные средства будут вложены в основное имущество. Но если новое оборудование сразу же не найдет достаточного применения или если на его приобретение будет затрачено слишком много денег, то может пострадать все предприятие, так как оборотных средств будет недостаточно для оплаты счетов.
Коэффициент срочной ликвидности считается более консервативным по сравнению с коэффициентом текущей ликвидности, поскольку при его расчёте из оборотного имущества вычтено имущество, которое, как правило, трудней реализовать, и предоплаты, возврата которых зачастую нельзя потребовать [32, с. 111].
Важное значение в управлении ликвидностью играет планирование (постановка целей для предприятия (увеличение доли рынка, увеличение оборота, увеличение прибыли и т.д.) и составление стратегических планов для достижения целей). Тщательно проанализированный бизнес-план для реализации стратегии позволяет следить за соответствием планов реальному положению дел и, в случае обнаружения несоответствий, своевременно реагировать. Также основательно составленный бизнес-план показывает периоды, в течение которых предприятие нуждается в дополнительном финансировании для поддержания своей ликвидности.