Анализ авиационной отрасли
Сегодня мировые авиационные компании стремятся предложить заказчикам комплексный подход к решению вопросов. ОАО "Туполев" - не исключение. Ситуация осложняется лишь тем, что российская авиапромышленность находится в трудном положении, главными причинами которого являются ограниченное финансирование и несоответствие организационной структуры отрасли жёстким условиям рынка. Так, работая в условиях жёсткой конкуренции, компания должна в сжатые сроки решать сложнейшие задачи для удовлетворения своей продукцией устойчивого перспективного спроса на внутреннем и внешнем рынках. Для реализации всё возрастающих требований к авиационной технике и авиационной отрасли в целом, создания конкурентоспособной продукции необходима интеграция предприятий авиапромышленности. Именно это и было предусмотрено в решении государства по объёдинению предприятий авиационной отрасли России в интегрированную структуру ОАО "Объединённая авиастроительная компания", куда также вошло и ОАО "Туполев".
Вхождение в состав подобного объединения позволит ОАО "Туполев" решать более сложные задачи по созданию конкурентоспособной продукции, соответствующей всё возрастающим требованиям авиационного рынка. Также это позволит значительно сократить затраты при создании новых образцов авиационной техники в связи с возможностью использования заделов предприятий-участников интегрированной структуры.
Интегрированные структуры позволяют организовать более эффективную структуру управления среди предприятий, оптимизировать затраты, организовать или упростить систему кооперации по проектным работам и основным производственным процессам. Одним из первых шагов по созданию интегрированных структур в области авиастроения в Российской Федерации было образование ОАО "Туполев".
Перспективы роста рынка гражданской авиации сильно зависят от роста цен на авиационное топливо и среднегодовые темпы роста мировой экономики и торговли. При среднегодовом темпе роста мировой экономике в 2007-2025 гг. на уровне 3,1% в год среднегодовой рост объемов авиационных пассажироперевозок за этот же период составит 4,9%, а грузоперевозок - 6,1%. Мировой парк гражданских самолетов увеличится более чем в два раза - с 17330 самолетов (2005 г.) до примерно 36000 (2025 г.). 9580 новых лайнеров заменят менее экономичные машины, выводимые из состава авиапарков компаний. Большая их часть будет списана, однако 2220 пассажирских лайнеров будут переоборудованы в грузовые самолеты. Кроме того, авиакомпании получат 770 новых грузовых самолетов.
В 2012г. доля продукции рассматриваемого предприятия для авиационного рынка составила 77,33%, гражданской продукции 22,67%. Появление новых конкурентов среди отечественных производителей, их агрессивная политика может снизить долю гражданской продукции предприятия, усилить зависимость от государственного финансирования для производства авиационных изделий. Проблема непрерывного совершенствования качества продукции гражданского назначения превратилась из второстепенной в ключевой фактор коммерческого успеха фирмы.
Основными конкурентами ОАО «Туполев» являются компании Boeing (США), Airbus (Евросоюз), Embraer (Бразилия), Bombardier (Канада), АНТК им. О.К.Антонова (Украина).
Распределение позиций на рынке авиационной промышленности в сегменте магистральных самолетов (рис.1.1) и распределение позиций компаний на рынке самолетостроения в сегменте региональных самолетов.(рис.1.2)
Рис. 1.1 Рис.1.2
Анализ отрасли показывает, что на данный момент главными конкурентами ОАО «Туполев» являются доминирующие, крупные компании, которые владеют большей частью рынка самолетостроения. Но, созданная государством структура ОАО "Объединённая авиастроительная компания", способствует развитию предприятия, как в России, так и в других странах.
1 2