Анализ результата государственного финансового контроля Счетной палатой КР
Счетная палата осуществляет аудит по исполнению республиканского и местного бюджетов. Счетная палата в процессе исполнения республиканского и местного бюджетов исследует и анализирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями республиканского и местного бюджетов, проводит их анализ, выявляет нарушения и вносит предложения по их устранению.
По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по исполнению республиканского и местного бюджетов, а также отчеты об аудите и прочие отчеты по состоянию государственного внутреннего и внешнего долга и использованию кредитных ресурсов.
В 2005 году была проведен аудит об исполнении республиканского бюджета за 2011 год. Основной задачей проверки являлось получение достаточной уверенности в том, что Отчет Правительства Кыргызской Республики об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2011 год не содержит существенных искажений. Проверка включала, как на сплошной, так и на выборочной основе, анализ и изучение цифровых данных, представленных в Отчете, и данных приложенной к нему объяснительной записки. Кроме того, проверка содержала оценку, применяемых Министерством финансов и его Центральным казначейством, принципов статистики государственных финансов 2010 года, а также оценку предоставления финансовой отчетности в целом.
Результаты проверки показали, что отчет, представленный Правительством Кыргызской Республики Собранию народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в целом достоверно отражает исполнение республиканского бюджета за 2011 год.
Вместе с тем, в ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о недостатках в работе Правительства и Министерства финансов Кыргызской Республики, допущенных в части организации исполнения ресурсной части республиканского бюджета в 2011 году.
Анализ состояния переплаты по налогам, администрируемым налоговыми органами за последние три бюджетных года свидетельствует о ее постоянном росте. Так, за 2000, 2010 и 2011 годы удельный вес переплаты к общему объему поступлений возрос от 16,9 процента, 20,9 процента до 23,6 процента или в абсолютном выражении на 600,7 млн. сомов.
Сумма переплаты по налогам по состоянию на 1 января 2005 года составляла 1573,8 млн. сомов, в том числе по НДС - 1217,9 млн. сомов, налогу на прибыль - 76,0; подоходному налогу - 71,8; отчислениям в ФПЛЧС - 51,1; налогу за пользование автодорогами - 28,4; земельному налогу - 20,6; акцизному налогу - 31,2; прочим видам налогов - 76,6 млн. сомов.
Анализ отчетов о таможенных платежах, также показал, что Департаментом таможенной службы для обеспечения выполнения прогноза поступлений в бюджет практикуется применение переплаты и предоплаты(см. табл. 1.)
Таблица 1. Налоговые переплаты и предоплаты (тыс. сомов)
Наименование платежей |
2010 год |
2011 год | ||||
Начислено |
Оплачено |
Отклонение |
Начислено |
Оплачено |
Отклонение | |
Акциз |
463,5 |
487,8 |
+24,3 |
501,9 |
521,5 |
+19,6 |
НДС |
2572,7 |
2852,5 |
+279,8 |
3155,1 |
3236,0 |
+80,9 |
Сборы за въезд |
4,4 |
4,4 |
5,1 |
5,1 | ||
Предоплата |
28,0 |
+28,0 |
40,2 |
+40,2 | ||
Всего |
+332,1 |
+140,7 |
1 2