Основы организации государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления местных органов самоуправления и другие.
Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента КР в регионах, включающих одну или несколько областей КР: на них возложен контроль за исполнением средств государственного областного бюджета в соответствующем регионе.
Органы исполнительной государственной общей компетенции - Правительство КР, правительства, администрации регионов направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
Большое значение имеет в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов КР с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а Государственный комитет по доходам, Государственный таможенный комитет, Служба по валютному и экспортному контролю.
На Министерство финансов КР возложено проведение в рамках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней КР; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в КР.
Счетная Палата Кыргызской Республики является независимым высшим органом государственного аудита и наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, полномочия, организация и порядок деятельности Счетной Палаты определены Конституцией КР. В рамках задач, определенный законодательством, Счетная Палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Счетная палата является аудитором всех государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики.
Основной целью деятельности Счетной палаты является аудит, и аудит эффективности: оценка исполнения республиканского бюджета, внебюджетных и специальных средств, использования государственной и муниципальной собственности, обеспечение реализации стандартов, разработка методологий по международным стандартам финансовой отчетности и международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также продвижение реформирования финансового менеджмента в государственных, муниципальных предприятиях, организациях и учреждениях. Полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля для государственного и муниципального участия. По поручению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или Президента Кыргызской Республики Счетная палата может осуществлять аудит эффективности предприятий и организаций с долей государственного участия от 33% и более.
Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты и 14 аудиторов. В структуру Счетной палаты входят центральный аппарат Счетной палаты и ее территориальные подразделения, обеспечивающие деятельность Счетной палаты. Среднесписочный состав Счетной палаты составляет 196 человек, в том числе территориальные подразделения. Председатель Счетной палаты назначается на должность Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики сроком на пять лет. Президентом Кыргызской Республики также назначаются половина состава аудиторов, другая половина аудиторов назначаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
1 2