Характеристика системы финансового контроля в РФ
Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления контроля создают свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.04.2003 №290-ПП "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы" контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.
Согласно Указу Президента РФ от 08.06.2004 № 729 "О контрольном управлении Президента Российской Федерации" функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Главными задачами Управления являются проверка и контроль выполнения государственными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.
Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в федеральные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст.31, 32 НК РФ.
Кодексом предусмотрено еще, что исполнение полномочий и установленных Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами обязанностей в области налогового контроля производятся органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.
Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в области таможенного дела, так и в связанных с ней сферах - налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также другими федеральными законами.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ.
Валютный контроль в РФ выполняется по следующим направлениям:
определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед правительством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на рынке РФ;
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) производится согласно Федеральному закону от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в стране, а также согласно иным федеральным законам, регулирующими отношения, которые возникают в ходе проведения аудиторской деятельности.
Отношения, которые возникают в ходе проведения аудиторской деятельности, регулироваться могут также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти проводят регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям - реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских компаний; формирования и аккредитации профессиональных объединений аудиторов; проведения контроля за работой аудиторских компаний и др.
Деятельность аудиторов в России производится на базе федеральных стандартов деятельности аудиторов, внутренних стандартов, которые действуют в компетентных аудиторских объединениях и аудиторских компаниях. Стандарты способствуют увеличению качества аудиторских проверок, при этом обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских компаний (или независимых аудиторов).
1 2