Содержание и задачи финансового контроля
Финансовым контролем называется функция управления производительными силами и отношениями. Финансовый контроль состоит из следующих этапов:
) описательного, который связан со сбором фактов и их первоначальной группировкой;
) логико-аналитического, который представляет собой качественный анализ фактов и сочетает в себе количественные и качественные методы познания. А значит, финансовый контроль включает в себя и факты и сведения навыков, и определенную систему знаний, т.е. теорию.
Реальную базу заключений финансового контроля составляют факты, однако без обобщений и систематизации, логического осмысления контроль существовать не может, поскольку в нем не будет общественной потребности. Факты становятся элементами научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь базисом и подтверждением законов действительности. Факты и законы в финансовом контроле получают определенное описание и служат основой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
В качестве основы функции финансового контроля является процесс изучения определенного объекта с целью установления закономерностей его происхождения, развития и преобразования в интересах оптимального использования в практической деятельности населения. Так что возникает потребность развития финансового контроля как и системы научных знаний.
Финансовый контроль представляет собой динамическую систему экономических знаний, которые направлены на устранение отрицательных явлений в развитии производительных сил и отношений для их контроля в расширенном воспроизводстве.
Финансовый контроль изучает проблемы расширенного воспроизводства продукта, так что не может ограничиваться только качественными определениями экономических категорий и законов, он также изучает их количественные соотношения.
Финансовый контроль тесно связан с управлением, планированием и анализом хозяйственной деятельности. Данная связь проявляется в том, что эти функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, только с разной целевой функцией.
Финансовый контроль, используя экономическую теорию, выполняет главную роль в обеспечении практическими рекомендациями систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя диспропорции и отрицательные явления в обществе, финансовый контроль способствует их устранению и предупреждению повторения, оптимальной организации производственных отношений и рациональному использованию производительных сил.
Финансовый контроль выполняет конкретные функции:
познавательная: определяет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и отношений для их регулирования;
практическая: обеспечивает управление экономикой определенными методами в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовый контроль как наука интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной производительной силой.
На практике финансовый контроль может быть классифицирован по следующим признакам:
контроль на уровне верховной власти, другими словами, по показателям, которые отражают динамику производства и потребления в государстве и степень благосостояния населения, уровень экономической безопасности страны;
контроль на уровне центральной исполнительной власти;
контроль на уровне отрасли;
контроль на уровне региона: интеграция показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;
контроль на уровне компании. Здесь контрольная работа правительства ограничивается исполнением обязательств компании перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных компанией из федерального или муниципального бюджета.
Государственный финансовый контроль занимает особое место в системе финансового контроля. Он имеет более специфичный спектр действия и должен распространяться на сферу образования доходной части бюджета и расходования средств государственного бюджета. В данной связи государственный финансовый контроль распространяется на ведомства и министерства, которые отвечают за образование доходной части бюджета, и на министерства и ведомства, которые используют бюджет, а также субъекты хозяйствования, которым предоставлены субсидии или финансовые льготы.
1 2