Сущность финансовой системы
В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.
Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.
Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция - это государственная дотация местному бюджету.
Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.
Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.
Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой - получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).
Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.
Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.