Проблемы финансового сектора и пути их решения в общемировой практике
Мировая экономика балансирует на грани очередного серьёзного спада. Проблемы, препятствующие развитию мировой экономики, взаимосвязаны. Основными проблемами финансового сектора в условиях кризиса являются:
. увеличение суверенного долга в еврозоне. Кризис суверенного долга в ряде европейских стран ещё более обострился в 2011 году и усугубил проблемы в банковском секторе. Даже смелые шаги правительств стран еврозоны для достижения упорядоченного регулирования суверенного долга Греции сопровождались потрясениями на финансовых рынках и ростом беспокойства по поводу возможного дефолта в некоторых странах, например, в Италии;
. рост безработицы, который ещё больше усугубляется жёсткой экономией, вызванной стремлением сократить долг;
. ухудшение перспектив экономического роста, обусловленное жёсткой экономией и разрушительным воздействием безработицы на трудовую квалификацию и навыки;
. сокращение кредитования предприятий и потребителей;
. ускорение темпов инфляции из-за целого ряда факторов, в частности, из-за неблагоприятных шоков со стороны предложения, которые подтолкнули вверх цены на продовольствие и нефть, высокого спроса в крупных развивающихся странах в результате роста доходов и мягкой денежно-кредитной политики.
Равновесие финансового сектора является хрупким и неустойчивым. И если не предотвратить нарастание неустойчивости финансового сектора, мировая экономика может войти в следующий кризис. [14]
Хотя источник кризиса находился в финансовом секторе, регулирующим органом пришлось спасать не только его, но и национальные экономики в целом.
Применяемые инструменты регулирования можно разделить на две группы: прямые (меры административно-правового характера) и косвенные (меры рыночного или экономического характера).
К прямым инструментам относят прямые запреты, количественные ограничения, четко прописанные процедуры проведения операций. Эти меры обладают такими преимуществами, как простата и понятность, оперативность, быстрота получения соответствующих результатов, сравнительно небольшие затраты на их использование. Однако им присущи и недостатки, среди которых можно выделить следующие: ограничение развитие финансового сектора, изменение конкурентной среды, т.е. лишение конкурентных преимуществ одних институтов и появление их у других, возможный отток финансовых ресурсов и перемещение деловой активности в другие юрисдикции, и т.д.
В отличие от прямых косвенные элементы более гибкие. Они дополняют функционирование рынков и не подменяют собой рыночные механизмы, предполагая проведение операций по рыночным ценам и на добровольной основе. Таким образом, у косвенных инструментов нет недостатков прямых инструментов, но вместе с тем нет и их важных достоинств. Судя по мерам, реализуемым и предполагаемым в некоторых странах и на международном уровне, сейчас для регулирующих органов наиболее важны оперативность и простота.
В ходе встреч лидеров «Группы 20», посвящённых финансовому кризису была достигнута договорённость о необходимости реформирования системы регулирования финансового сектора. Предложения «Группы 20» носит рекомендательный характер, но нельзя преуменьшать значение того, что лидеры ведущих стран смогли выработать единую позицию по многим вопросам, хотя, так как разные страны преследуют свои интересы, сблизить их в сфере регулирования будет непросто.
Некоторые представители МВФ, Евросоюза и Великобритании высказались в пользу введения налога на финансовые трансакции, так как средства от него могут быть аккумулированы в специальном фонде для поддержки кредитных организаций, и, кроме того, налог призван снизить привлекательность рискованных операций.
В США обсуждаются следующие предложения:
· Требования к организаторам секьюритизации сохранять 5-процентную долю участия в выпуске;
· Создание Агентства финансовой защиты потребителей для мониторинга практики кредитования и соблюдения прозрачности на розничном рынке;
· Введение специальных требований к капиталу и ликвидности системно значимых финансовых институтов;
· Создание Совета по надзору за индустрией финансовых услуг;
· Запрет на биржевую практику «мгновенных заявок»;
· Запрет доступа на финансовые рынки США международных финансовых компаний, расположенных в странах, где нет жёстких стандартов регулирования;
· Введение налога на операции с ценными бумагами в размере 25 базисных пунктов применительно к акциям и 2 базисных пунктов - к деривативам, который будет возмещаться взаимным фондом, а также в случае операции по пенсионным, образовательным и сберегательным счетам;
· Введение налога на крупнейшие финансовые корпорации для компенсации затрат государства на предоставления финансовой помощи, а также ограничение максимальной рыночной доли этих корпораций и объёма их высоко рискованных операций, и т.д.
В Евросоюзе обсуждается введение следующих мер:
· Требования к организаторам секьюритизации сохранять 5-процентную долю участия в выпуске;
1 2