Влияние механизма финансирования жкх на качество предоставляемых услуг
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение - с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по экономическим районам РФ предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Стандарт ежегодно пересматривается с учетом общего уровня инфляции, кроме случаев отмены перекрестного субсидирования, резкого изменения цен на энергоносители.
При распределении средств федерального бюджета Правительство РФ исходит из следующих показателей уровня платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг - доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг составит в 1993 г. - 60%, в 2006 г. - 70%, в 2007 г. - 80%, в 2008 г. - 90%, в 2009 г. - 100%.
Органы местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливают уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не служит основанием для перераспределения средств.
Установлен норматив максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, позволяющий рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Конкретные величины компенсаций (субсидий) устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств федерального бюджета в расчет принимаются следующие размеры максимально допустимой доли расходов от совокупного семейного дохода (%): 1999 г. - 19; 2006 г. - 20; 2007 г. - 22; 2008 г. - 23; 2009 г. - 25. Федеральный бюджет предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по РФ составляет 11,5 руб. и дифференцирован по экономическим районам.
Недостатки и проблемы механизма финансирования ЖКХ
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство России, несмотря на реформирование отрасли все находится в состоянии кризиса. Жилищно-коммунальное хозяйство испытывает дефицит финансовых ресурсов, недостаток квалифицированных кадров, страдает слабостью материально-технической базы.
В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:
велик (70-75%) износ основных фондов;
около 5% жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики;
у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли платежей населения - реального потребителя коммунальных услуг;
частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производства коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.
Основные проблемы бюджетного финансирования ЖКХ связаны с отсутствием обоснований объемов финансирования бюджетных мандатов в сфере ЖКХ. Необходимо разрабатывать и своевременно корректировать такие обоснования с учетом следующих соображений:
Частичное бюджетное финансирование текущих затрат на услуги ЖКХ предполагает, что население оплачивает эти услуги не полностью до приведения в порядок соответствующих домов.
Должна обеспечиваться финансовая ответственность органов, отвечающих за исполнение бюджетов, за несвоевременное выполнение финансовых обязательств бюджетов перед предприятиями ЖКХ.
Должно быть предусмотрено значительное бюджетное финансирование программ капитального ремонта и модернизации домов, когда бюджетные деньги идут в те домовладения, где имеется надлежащее управление и частичное финансирование из средств собственников и жильцов, включая кредиты под залог их прав и обязательств.
Возможная структура финансирования этих расходов может быть различной в зависимости от различных факторов. Наиболее вероятным предполагается использование бюджетных средств в гарантийных фондах в качестве обеспечения по кредитам на эти цели. Частично средства могут быть получены в формах безвозвратного бюджетного финансирования, оплаты части банковских процентов. Средства бюджетной поддержки могут предоставляться при условии частичного финансирования работ из средств собственников и жильцов, что может быть предметом конкурсов на бюджетную поддержку проектов реконструкции домов. Объекты такого ремонта и субъекты, производящие их, должны получить максимально возможные льготы по налогам и обязательным платежам