Принципы организации финансов предприятий
Организация финансов предприятия должна строиться на определенных принципах, соблюдение этих принципов является важным условием эффективной работы финансовой системы предприятия. Основными принципами являются:
1. Принцип самоокупаемости и самофинансирования.
Самоокупаемость предполагает, что финансовые средства, направляемые в текущую деятельность и развитие предприятия, должны окупаться. Самофинансирование предполагает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, вложение средств в инвестиции с целью расширения производства с помощью собственных денежных средств и привлеченных источников.
. Принцип материальной заинтересованности. Этот принцип исходит из основной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства.
. Принцип материальной ответственности.
Смысл принципа материальной ответственности заключается в том, что в организации должна существовать система ответственности за ведением и результатами хозяйственной деятельности. Предприятие должно функционировать эффективно, поэтому оно обязано постоянно стремиться к экономии ресурсов и не должно допускать их перерасхода. Наиболее полно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.
Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:
· вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;
· суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;
· руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;
· ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта т.п.
Смысл выделения центров ответственности - в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.
В зависимости от того, какой критерий (затраты, доходы, прибыль, инвестиции) определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.
Затратообразующий центр (cost center) - подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия. Трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
Доходообразующий центр (revenue center) - подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов. Например, отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Или при продаже продукции завода, руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость. Главная его задача - организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидок в рамках установленной ценовой политики и т.д. В этом случае возникают затраты, но не они являются объектом контроля со стороны вышестоящего руководства.
1 2