Жестче, еще жестче...
В 2012 г. сохранится жесткая денежно-кредитная политика. Для прекращения эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка будут использоваться только стандартные инструменты поддержки их ликвидности. Процентные ставки по этим инструментам будут поддерживаться на положительном уровне и снижаться с учетом соответствующей динамики инфляции. Тем самым будет исключена иждивенческая практика обращения к Национальному банку за избирательной поддержкой отдельных регионов и проектов, которая была широко распространена до недавнего времени.
Бюджетно-налоговая система будет подчинена достижению целей экономической политики через создание дополнительных налоговых стимулов роста экономики и инвестиций. В решении задач качественного роста экономики регионов и, значит, страны в целом, делается ставка на развитие реального сектора экономики и эффективные инвестиции. От финансовых работников Министр потребовал требовательности к качеству бизнес-планов проектов, особенно требующих государственной поддержки, дачи аргументированной объективной оценки потенциальной эффективности проектов в каждом случае. Цена ошибки при принятии решения о государственной поддержке высока, ведь тем самым закрывается возможность реализации для других, может быть, значительно более эффективных бизнес-проектов. Пока можно привести целый ряд примеров, когда государственная поддержка не достигала цели. Около 50% предприятий не выполняют условия ее оказания. В их числе предприятия как республиканской, так и коммунальной собственности.
В качестве важнейшего элемента экспертизы бизнес-планов Андрей Харковец назвал оценку потенциала и перспектив интеграции белорусских предприятий, если это целесообразно, в крупные финансово-промышленные корпорации, сети, за которыми стоят значительные финансовые ресурсы, известные торговые марки, бренды, а также сложившиеся рынки сбыта продукции. Для оценки проектов он призвал финансовые органы шире опираться на потенциал Министерства иностранных дел и Торгово-промышленной палаты.
Но и в отношении прибыльных предприятий будет проводиться дополнительная работа. Ведь рентабельность сегодня - это не гарантия выживаемости в будущем. Особенно в условиях прихода на рынки наших торговых партнеров лидеров мировой индустрии. Беларусь не может и не должна замыкаться в рамках внутреннего потребления. Точками роста должны стать наукоемкие высокоэффективные проекты, прежде всего в промышленности. От отраслевых и региональных руководителей требуются поиск и поддержка таких проектов и их реализация за счет собственных и заемных ресурсов. Как стимулировать эти процессы в регионах? Интересным видится опыт восточных соседей, например, Российской Федерации, которые готовы финансово стимулировать позитивные подвижки в развитии регионов. В качестве таких подвижек определены объемы и темпы роста инвестиций, налоговые доходы, темпы промышленного производства. В качестве финансового стимула выступают выделения дополнительных объемов дотаций из федерального бюджета. Аналогичный подход можно было бы использовать и в нашей стране, считает Министр финансов.