Реформа бюджетной сферы
Так, в бюджете страны основная часть средств традиционно направляется на финансирование бюджетного сектора. Вместе с тем возможности бюджета по финансированию бюджетных организаций снижаются. Повышение отдачи бюджетных расходов видится в изменении механизма финансирования бюджетных организаций, поиске оптимальных инструментов повышения заинтересованности в сокращении затрат в этих организациях, оптимизации их сети. Такая реформа должна реализовываться по трем основным направлениям.
Первым направлением является переход от финансирования затрат бюджетных организаций к бюджетированию, ориентированному на результат. В бюджетные отрасли будут привнесены элементы рыночной конкуренции за каждый бюджетный рубль. Бюджет оплатит конкретную услугу, оказанную организацией, вместо финансирования ее содержания. Такой переход невозможен без изменения организационно-правовых форм бюджетных организаций. Это второе направление реформы. Для этого необходимо провести инвентаризацию бюджетных организаций, определить те из них, которые будут финансироваться исключительно из бюджета, и те, финансирование которых возможно из разных источников, будь то бюджет, собственные ресурсы или привлеченные средства. Наконец, необходим отказ от стандартного контроля - сметы бюджетной организации - и переход на принципы аудита эффективности. Оценивать, по словам Андрея Харковца, необходимо не то, на что потрачены бюджетные средства, а результат, который достигнут организацией или целой отраслью социальной сферы при использовании государственных средств.
Вероятно, уже в текущем году будут выработаны конкретные предложения по изменению системы финансирования бюджетных организаций.