Как добиться макроэкономической сбалансированности?
Говоря о задачах финансовых органов в 2012 г., Министр финансов отметил, что в этом году предстоит продолжить работу по устранению макроэкономической несбалансированности, начатую в прошлом году. В этом направлении сделано уже немало: произошел переход к свободному курсообразованию на основе биржевого спроса и предложения, осуществляется планомерное пополнение золотовалютных резервов и доходов бюджета за счет приватизации государственной собственности, сближение цен и тарифов с реальной стоимостью товаров и услуг и т.д.
Стимулирование экспорта и ограничение импорта посредством курсовой политики, решительные действия по снижению вдвое эмиссионной поддержки экономики, а также оптимизация структуры бюджета сообразно текущему положению дел привели к нормализации ситуации. Тем самым определились оптимальные инструменты, с помощью которых должно и в дальнейшем достигаться сбалансированное макроэкономическое развитие страны. Остается, по словам Андрея Харковца, " .преодолеть иждивенческие настроения отдельных предприятий и регионов и перенацелить их инструменты бюджетно-финансовой политики с бюджетной поддержки, которой они, откровенно говоря, злоупотребляли, на экономическую ответственность за результаты своей деятельности, прибыльность, приток инвестиций, поиск ресурсов и бизнес-идей и проектов с высокой добавленной стоимостью".
И вообще, начиная с этого года на анализе рациональности и целесообразности бюджетных расходов финансовые органы в своей повседневной работе с бюджетом сделают особый акцент. Безусловным приоритетом в 2012 г. Министр финансов назвал достижение макро-финансовой стабилизации и создание условий для последующего экономического роста. Для этого необходимо решить несколько задач.
Необходимо существенно снизить темпы инфляции. В этой сфере уже наметились положительные сдвиги. Если в IV квартале инфляция составляла 10% в месяц, то за январь цены выросли на 1,9%.
Предстоит максимально полно задействовать внутренний потенциал экономического роста. Здесь есть несколько направлений для приложения знаний и опыта финансистов. Андрей Харковец поставил перед финансовыми органами всех уровней задачу контроля за максимально эффективным использованием государственного имущества. Это особенно важно для поддержки регионов, развития малого и среднего бизнеса. Доля этого бизнеса в ВВП остается по-прежнему низкой: лишь 20% собирается малым и средним предпринимательством. Учитывая особенности распределения налоговых платежей от данных категорий предприятий, повышение эффективности этого бизнеса является потенциальным источником для роста доходов местных бюджетов и развития соответствующих территорий.
Кроме того, по мнению Министра финансов, наличие необходимого для развития производства неиспользуемого имущества и возможности его эффективного применения - это реальный шаг к удешевлению инвестиционного проекта за счет во многом уже сформированного начального капитала для открытия и ведения нового бизнеса. А это - значительный рычаг в руках местных органов власти для развития экономики и укрепления бюджета.
Требуется снижение экономических затрат. И хотя в этом вопросе финансисты в каком-то смысле находятся на втором плане, тем не менее, в сфере бюджетного потребления присутствуют значительные возможности для его оптимизации. На этом вопросе остановились достаточно подробно.