Особенности современной фискальной политики в РФ
О несовершенстве существующей системы налогообложения свидетельствует также быстрый рост задолженности по налоговым платежам бюджет. Данная задолженность на 1 января 2008 г. по сравнению с 1 января 2009 г. возросла на 68,9%. Проблема погашения внешнего государственного долга является для российской экономики в настоящее время одной из самых острых.
Наиболее крупной расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга. Она составляет 20% всех расходов. Если учесть расходы на погашение государственного долга, рефинансируемые за счет новых займов, то совокупные расходы государства, направляемые в адрес его кредиторов, составляют более 40% расходной части бюджета. Это значит, что основной функцией бюджетно-налогового механизма в России является перераспределение национального дохода для обслуживания громадного государственного долга.
Правда, нельзя не отметить, что в результате проведения данной политики государственный долг сократился с 4479,7 млрд. руб. в 2008 г. до 3884,1 млрд. руб. - к 2007 г. в абсолютном выражении и с 61,3% до 29,9% - в процентах к ВВП за тот же период. Вместе с тем при наличии профицита федерального бюджета начиная с 2006 г. происходило предусмотренное увеличение внутренних заимствований. На конец 2007 г. предельный объем государственного внутреннего долга был утвержден в сумме 988 млрд. руб. В 2005-2006 гг. он может достигнуть 1200 млрд. руб.
Теории экономического роста, зарубежный опыт показывают, что обеспечение устойчивой стабилизации и подъема возможны только при ориентации фискальной политики на стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Государство должно осуществлять госинвестиции, финансировать институты развития, государственные целевые программы научно-технического развития, стимулировать частных инвесторов для приоритетного развития высокотехнологичных секторов экономики, используя различные рычаги фискальной политики.
Для России в настоящее время гораздо важнее обеспечения сбалансированности бюджета переломить тенденцию замедления экономического роста путем государственного стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики. В действительности практика бюджетного планирования свидетельствует о многократном за последние годы сокращении финансирования государственной поддержки НТП.
В целях преодоления негативных тенденций в социальной политике необходимо усилить социальную функцию финансовой политики, превратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыночной экономики России.
1 2