Устойчивость государственных финансов
Оценка состояния (устойчивое или неустойчивое) государственных финансов и определение мер по его обеспечению, на наш взгляд, проходят несколько этапов:
а) оценка устойчивости каждой составляющей государственных финансов, а именно секторов:
центрального государственного управления;
общего государственного управления;
государственных финансовых корпораций;
государственных нефинансовых корпораций;
б) установление перечня интегральных показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние государственных финансов в целом (с учетом состояния и влияния каждого сектора);
в) осуществление мониторинга динамики индикаторов устойчивости государственных финансов в течение определенных периодов;
г) оценка динамики таких индикаторов в текущем, средне- и долгосрочном периодах и определение общего состояния государственных финансов;
д) обоснование мер по обеспечению устойчивости государственных финансов как в текущем, так и в будущих периодах.
Устойчивость финансовой деятельности органов центрального государственного управления определяется на основе анализа мобилизации доходов в государственный бюджет, а также государственные целевые фонды и проведения расходов, связанных с выполнением функций, которые они обеспечивают.
Однако в зарубежных странах, как правило, прежде всего проводится анализ устойчивости государственного бюджета. Для определения его состояния ученые предлагают использовать следующие показатели: минимальные расходы бюджета (Рм); собственные доходы бюджета (Дс); регулирующие доходы бюджета (Др); бюджетная задолженность (3). С их помощью устойчивость бюджета отражается так:
абсолютная устойчивость:
Рм < (Дс + Др);
нормальное состояние устойчивости:
Рм = (Дс + Др);
неустойчивое состояние:
Рм > (Дс + Др - 3);
абсолютно неустойчивое состояние:
Рм > (Дс + Др).
Состояние бюджета является неустойчивым, когда расходы превышают объемы доходов и заимствований.
Особую роль играет вопрос устойчивости местных бюджетов. «Финансовая устойчивость бюджета - возможность местных органов власти в полном объеме мобилизовать и качественно осуществлять финансирование комплекса социально-экономических задач на подведомственной территории в соответствии с целевыми ориентирами, определенными бюджетными программами». Уровень устойчивости местного бюджета характеризуется объемом ресурсов, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.
В рамках сектора центрального государственного управления важное значение имеет оценка устойчивости государственных целевых фондов, прежде всего пенсионного. В последние годы в большинстве развитых стран существенно повысилась нагрузка на государственные пенсионные системы. Разбалансирование объема доходов и расходов фондов стало причиной их финансирования путем наращивания дефицита бюджета. Такие изменения привели к увеличению общего дефицита сектора государственных финансов и, соответственно, к снижению показателей его устойчивости. Поэтому вопросы устойчивости государственных пенсионных систем нередко выделяют в отдельное направление исследования.
По определению специалистов НБУ, индикаторы устойчивости финансовых учреждений включают как агрегированные данные по отдельным учреждениям, так и показатели, дающие представление о рынках, на которых осуществляют свою деятельность финансовые учреждения. МВФ рекомендует компиляцию и распространение в странах 40 индикаторов финансовой устойчивости: 25 индикаторов для сектора депозитных корпораций (из которых 12 -
основные) и 15 индикаторов для клиентов сектора депозитных корпораций. НБУ ежеквартально составляет и распространяет данные по индикаторам финансовой устойчивости сектора депозитных корпораций (банков), из которых 12 -
основные и 10 -
рекомендуемые.
Важна также характеристика финансовой устойчивости государственных нефинансовых корпораций (предприятий). В. Ковалев определяет финансовую устойчивость предприятия как возможность отвечать по своим долгосрочным обязательствам. А. Филимоненков сводит ее к обеспечению запасов и расходов предприятия источниками средств для их формирования. Это - такое состояние предприятия, когда объем его имущества (активов) достаточен для погашения обязательств (предприятие является платежеспособным).
Исследование финансовой устойчивости составляющих государственных финансов направлено на определение интегральных индикаторов устойчивости государственных финансов в целом. Они должны охватывать наиболее важные показатели, отражающие как развитие отдельных секторов государственных финансов (государственного управления, государственных финансовых и нефинансовых корпораций), так и их взаимосвязи и взаимодействие. К задачам анализа устойчивости государственных финансов в целом (как составляющей в рамках государственного сектора) относится определение системы индикаторов, которые наиболее адекватно будут отображать развитие сектора.