Основные понятия структура и содержание производственного рычага
Эффект производственного (производственного) левериджа (рычага) заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах). Сила воздействия производственного левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут акционеры; порог рентабельности. Это объем выручки от реализации, при котором достигается нулевая прибыль при нулевых убытках. [1,с.120].
Производственный рычаг определяется как равновесие между постоянными и переменными затратами в общей их сумме к показателю прибыли до вычета процентов и налогов. Это равновесие выявляет и оценивает воздействие операционного рычага на финансовые результаты деятельности предприятия.
Уровень производственного рычага можно рассчитать по формуле.
(1)
где, L пр. - леверидж производственный (производственный рычаг)
З пост. - затраты постоянные
З пер. - затраты переменные.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, также используется формуле.
(2)
где, ЭL - эффект производственного рычага
МД - маржинальный доход
П - прибыль
Р без. - порог безопасности.
Если при расчетах оказывается большой доля постоянных затрат, то имеет место высокий уровень производственного рычага. Для изменения этого показателя, предприятие может при финансовом планировании на следующий период увеличить объем производства. При этом показатель может сильно измениться, а постоянные издержки нет, так как компания несет их в любом случае.
Рассмотрим основные составляющие производственного рычага: постоянные и переменные затраты, цена. Все составляющие, так или иначе связаны с объемом продукции, изменяя их можно влиять и на объем продаж.
При изменении постоянных затрат, например при их уменьшении может снизиться величина минимального безубыточного объема. Вследствие этого эффект ускоренного изменения прибыли начнет срабатывать на более низком уровне.
Рисунок 1 - Изменение постоянных затрат и их влияние на производственный рычаг
где, 1 - новый объем минимальной безубыточности
- прежний минимальный объем безубыточности
Как видно из рисунка 1 уменьшение постоянных затрат на 25% с 200 т.р. до 150 т.р. привело к смещению точки безубыточности в лево на 100 шт. или на 25% с 400 шт. до 300 шт. Как видно из рисунка снижение постоянных затрат - это прямой и эффективный способ уменьшить минимальный безубыточный объем, чтобы повысить прибыльность фирмы.
При финансовом планировании предприятие может уменьшить переменные издержки, что приведет к увеличению контрибуции, которое приносит каждая дополнительная единица продукции. В связи с этим происходит увеличение прибыли, а следовательно смещению точки безубыточности на рисунке 2.
Уменьшение переменных затрат может быть связанно с различными факторами: поиск новых поставщиков с более выгодными условиями, приобретение более дешевого сырья и материалов или переход на более современные. При уменьшении переменных затрат стоит обратить особое внимание на изменение качества продукции.
Рисунок 2 - Изменение переменных затрат и их влияние на производственный рычаг
где, 1 - новый минимальный объем безубыточности
- прежний минимальный объем безубыточности
Как показано на рисунке 2, при уменьшении переменных издержек на 25%, увеличилась прибыль и сместилась точка безубыточности на 11% с 400 шт. до 356 шт. При изменении переменных затрат произошло более сильное смещение, чем при изменении постоянных.
Изменение постоянных и переменных затрат чаще всего находятся под контролем руководства компании, цена же, и ее изменение продиктовано условиями рынка. При изменении цены на продукцию происходит прямое влияние на ее объем и рыночное равновесие. Изменение цены может непропорционально отразиться на объеме выпускаемой продукции. Рост цены может сместить точку безубыточности влево, но в то же время существенно уменьшить объем реализуемой продукции, что приведет к потере прибыли. Так же повышение цены может сместить точку безубыточности вправо, но вместе с тем так увеличить объем реализации, что прибыль возрастет значительно.
Рисунок 3 - Влияние изменения цены на производственный рычаг
На рис. 3 показано влияние изменения цены на точку безубыточности, а именно: при снижении цены на 100р. произошло смещение точки безубыточности на 100 шт. вправо. Что говорит о необходимости предприятием продавать на 100 шт. больше продукции для получения прежнего уровня прибыли. Изменение цены сказывается на внутренних факторах компании, но также имеет влияние на внешний рынок: при уменьшении цен, конкуренты также снижают цены, но ошибочно, так как у них происходит уменьшение прибыли.